Счетная палата Российской Федерации подготовила заключения на отчеты об исполнении бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 г. Среди прочего заключения направлены на оказание экспертной поддержки нормотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно заключению, бюджет Фонда обязательного медицинского страхования за 2013 г. исполнен по доходам на 104% к объему доходов, утвержденному законом о бюджете Фонда, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 25,8 млрд. рублей. По сравнению с 2012 годом доходы увеличились на 13,9%. В общем объеме доходов основную долю составили страховые взносы на ОМС – более 1 трлн. рублей или 97,4%. Из них страховые взносы на ОМС работающего населения составили 64%.
Расходы исполнены на 99% общего объема планируемых расходов, в том числе по межбюджетным трансфертам, переданным бюджету Фонда социального страхования в сумме 17,8 млрд. рублей. Расходы увеличились на 12,5%. Основную долю расходов (99,9%), составили расходы по разделу 09 «Здравоохранение», в том числе на субвенции в бюджеты терфондов ОМС (97,8% всех расходов). Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и другие мероприятия составили 0,1%, или 692,6 млн. рублей. Профицит бюджета составил 52,6 млрд. рублей, как за счет дополнительно полученных доходов, так и за счет большого объема неисполненных назначений, которые составили 84,3 млрд. рублей или 7,4% от планируемых расходов. Из них 52,6 млрд. рублей – средства, выделенные на строительство перинатальных центров.
В ходе проверки исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 г. был выявлен ряд нарушений финансовой дисциплины и действующего законодательства.
В частности, проверка показала, что при отсутствии оснований, установленных законом о бюджете Фонда, сформировавшиеся на 1 января 2013 г. на счете Фонда остатки средств на выполнение программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на сумму 244,9 млн. рублей были направлены на увеличение нормированного страхового запаса (далее – НСЗ).
Кроме того, при отсутствии доходов, позволяющих Фонду в соответствии с вышеуказанным законом формировать субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС в размере не менее 82,1 млрд. рублей ежемесячно, в начале марта 2013 г. из средств НСЗ терфондам было дополнительно перечислено 20 млрд. рублей. Это создало риск неисполнения основных расходных обязательств Фонда в части финансового обеспечения базовой программы ОМС.
Как показала проверка, суммарно за 2013 г. из средств НСЗ дополнительно в бюджеты терфондов было направлено 40 млрд. рублей. При этом в соответствии с положениями Федерального закона о бюджете дополнительные субвенции были распределены Фондом пропорционально распределению основной субвенции, исходя из численности застрахованных на 1 апреля 2012 г, в то время как на момент распределения субвенции численность застрахованных изменилась. В результате это привело к неравномерному финансовому обеспечению территориальных программ ОМС и к фактическому изменению размера норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС.
В дальнейшем, по мнению Счетной палаты, это требует изменения принципов распределения дополнительных субвенций Фонда из средств НСЗ с учетом изменения численности застрахованного населения.
Также в ходе контрольного мероприятия были выявлены нарушения при осуществлении расходов на единовременные компенсационные выплаты медработникам.
Так, в соответствии с бюджетной росписью Фонда на эти цели из средств НСЗ в январе 2013 г. было выделено 2,5 млрд. рублей. Однако изменения в росписи не сопровождались переводом средств со счета по учету средств НСЗ на счет по учету средств ОМС. Выплаты производились со счета НСЗ. То есть Фондом был нарушен режим функционирования счетов, открытых в Банке России. При этом действующие формы финансовой отчетности не обеспечивают достаточную прозрачность движения средств НСЗ.
Проверкой также установлено, что в связи с отсутствием соглашений между исполнительными органами власти регионов, Минздравом России и Фондом в 2013 г. не были исполнены бюджетные назначения в размере 52,7 млрд. рублей на финансирование программ по модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
Кроме того, в 2013 г. Фондом были направлены средства в размере 11,4 млн. рублей на оплату работ по соглашению с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи в отдельных регионах, в том числе в рамках внедрения оплаты специализированной медпомощи на основании клинико-статистических групп (КСГ).
Справочно:
клинико-статистическая группа заболеваний (КСГ) — группа заболеваний, относящихся к одному профилю стационарной медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов).
В соответствии с отчетом МБРР результаты проведенных исследований не являются окончательными, в связи с чем требуется продолжение работы над расширением действующего перечня КСГ. В отчете также был предложен перечень дальнейших мероприятий, что послужило основанием для заключения Фондом нового соглашения с банком о продолжении работ.
Таким образом, проводимые в соответствии с приказом Фонда от 14 ноября 2013 г. № 229 мероприятия по внедрению на всей территории страны КСГ не имеют достаточных оснований.
По итогам проверки будет направлено представление в ФОМС, информационные письма – в Минздрав и Минфин России. Заключение Счетной палаты об исполнении бюджета ФОМС за 2013 г. направляется в палаты Федерального Собрания, профильные комитеты и Правительство Российской Федерации.